11 августа 2013 г.

Ты умный, сообразительный и настойчивый! Кто? Я?

В продолжение темы о вдохновении вспоминаю недавнюю показательную историю.

Для меня особенно интересное и благодарное занятие – это вдохновлять детей. Если вы знаете, я – профессиональный преподаватель английского языка и много лет обучаю взрослых и детей. В последние годы у меня не так много времени этим заниматься, но все же я не отказываю себе в таком удовольствии.

Весь мой опыт показывает, что в обучении языку на первый план выходит психологический фактор. То есть простыми словами, важнее всего, чтобы человек САМ захотел учиться, чтобы ему стало интересно. Только при таком условии можно получить хорошие результаты. И в этом заключается самое большое педагогическое мастерство.

Поэтому в обучении приходится применять весь свой психологический и коучинговый опыт «на полную катушку». С этим связана одна любопытная история, которая произошла совсем недавно.

Мне позвонила приятельница и очень просила взять в личное обучение «трудного» ученика.
Я согласилась, понимая, что в этом случае мальчишке действительно очень нужна квалифицированная помощь.

Описываю ситуацию. Очень простая семья. Мама второй раз замужем. Переехали из деревни в большой город. С отчимом у мальчика отношения плохие. Ребенку 8 лет. Любит бегать, проказничать и играть в футбол. В школе все учителя его «достали». Он прогуливает уроки. Обманывает. Дружит с парнем, которого уже выгнали из школы. Мама устала ходить по вызову учителей и директора. Грозит повторное обучение. Учительницу английского ненавидит и вместе с ней терпеть не может английский. Английский в деревне не преподавали - целый год пропущен. Не знает НИЧЕГО.

На занятие ко мне его привел отчим. С чего я начала? Конечно же, с вдохновения и поднятия самооценки ребенка. Провела с ним один урок. На следующий день ко мне прибежала его мама. Отпросилась с работы и привела ребенка сама. Она благодарила меня с такими словами: «Хочу посмотреть на учительницу, к которой мой ребенок впервые хочет на урок. Что Вы сделали с ним, если он спрашивал: КОГДА ЖЕ БУДЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ? ХОЧУ НА АНГЛИЙСКИЙ!!!!»

Я провела второй урок. Ребенок пошел домой довольный и счастливый.

Во время разговора с мамочкой мой муж находился неподалеку и наблюдал за ее реакцией. Потом он тоже пристал ко мне, что такого особенного я применила к этому ребенку. Пришлось рассказывать. Поделюсь этим и с вами, дорогие мои читатели. Как всегда, ничего особенного! Вы все это знаете.

В самом начале урока я просила ребенка делать то, что ему было интересно, и что он мог делать легко: фонетическую зарядку для губ и языка, затем зарядку для тела, только командовала по-английски и сама показывала действия. Потом уже по-русски беседовала с ним о нем самом, о его характере. Он рассказывал мне о своей жизни, о школе, о друзьях. Ребенку очень хотелось поговорить об этом. Ведь в жизни никто не слушал его, все только «воспитывали» и ругали. Я кропотливо собирала факты, доказывающие наличие качеств, которые позволят ему стать победителем в изучении английского. Конечно же, я делала это исподволь, очень аккуратно.

Потом я стала расспрашивать мальчика, КАКОЙ он. Он ничего не мог рассказать мне о своем характере. И я стала задавать ему вопросы:

- Ты умный?
- Нет, меня все ругают.
- Ну, а как же ты придумал обмануть учительницу, когда она потребовала у тебя дневник?
- Да, точно!
- Значит, умный?
- Ну, да...
Ты быстро соображаешь?
- … не знаю…
- А помнишь, как ты быстро списал у соседа контрольную?
- Ага… быстро сообразил.
- Ты настойчивый?
- Неа…
- Так вспомни, как мама заставляла тебя надеть новые ботинки, а ты все равно надел старые. Ведь настоял на своем! Настойчивый. Так ведь?
- Угу, все правда. Я всегда настойчивый.
- Вот такие качества помогут тебе выучить английский язык. Ты умный, сообразительный и настойчивый!

На этой волне ребенок выполнил несколько простых заданий и получил за урок три пятерки, что подтвердило его ум, сообразительность и настойчивость. Представьте себе его воодушевление!

Это не значит, что я на каждом занятии так легко ставила ему пятерки.  Но я старалась всегда отметить самое малейшее продвижение вперед. А также стремилась показать, что если он не старается, то этого продвижения вперед нет, а значит, нет и удовольствия от самого себя и похвалы окружающих.

К тому же всякий раз, когда я говорила по телефону с его мамой, замученной двойками и вызовами в школу, я на конкретных примерах изменений ребенка прямо-таки убеждала ее, что ребенок все сможет и ситуация изменится. Нужны только терпение и вера. Согласитесь, обычно родители и учителя поступают наоборот!

Так все и случилось! Я очень рада результатам.

P.S. Сталкивались ли вы, дорогие читатели, с подобными ситуациями в жизни своих детей? И как вы из них выходили? Поделитесь в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий